» » Ханты и манси: главные тайны самых загадочных народов России

Ханты и манси: главные тайны самых загадочных народов России

587 просмотров

Ханты и манси, сложившиеся как народы тысячи лет назад из разных неолитических племен, и сейчас остаются шаманистами, почитают тотемы и предпочитают жить так, как жили их предки – занимаясь разведением оленей и охотой.

Православная вера пришла на Урал в XVI веке, а до этого времени среднеазиатские ханы пытались насадить на Урале ислам. Как пишет в своих трудах тюрколог Николай Федорович Катанов, попытка заставить местные народы принять ислам была предпринята суффиями из тариката Аль-Бухари в самом конце XIV века. Сюда, на север, из Средней Азии были посланы исламские богословы, которых сопровождали 1700 бойцов из армии хана узбеков Шейбана. Во время большого боя на Иртыше мусульмане потеряли убитыми больше 300 богословов, но дорогу на Урал все-таки открыли. Послушав проповедников, ислам приняли сибирские татары, ханты и манси.


О том, что «здешние татаровя» соблюдают «закон Магометов» свидетельствовала и Сибирская летопись, написанная в городе Тобольске Саввой Есиповым в XVII веке. Сотрудник музея в Тюмени Рашид Рахимов считает, что принятие ислама хантами и манси началось гораздо раньше, в XII веке, по прямому приказу Багаутдина аль-Балти – «повелителя богословов». До сих пор Ханты-Мансийский автономный округ считается одним из исламизированных регионов страны. Сейчас на землях ХМАО работают 18 мечетей, 9 молельных домов, проповедуют 25 исламских богословов.


Однако по большому счету, манси и ханты сумели ускользнуть как от влияния ислама, так и от влияния православия. Несмотря на то, что некоторые из представителей этих народов считаются христианами, к вере у них по-прежнему языческий подход – они почитают всех богов и стараются их умилостивить. Даже к православным иконам они подходят как к языческим изображениям божеств. Они «кормят» иконы жертвенной кровью животных, густо смазывая изображениям святых губы, и давно перепутали их со своими языческими богами, поставив Святителя Николая на место верховного божества Нум-Торум, а на место богини земли – Деву Марию.